Как быть услышанным?

Отрывок из книги Юлии Олейниковой «Уроки речевого мастертсва»

Как быть услышанным?

Ко мне на консультирование часто люди приходят с вопросом: «Почему меня не слышат?» Я смотрю на человека, а у него рот закрыт, то есть он как бы открыт, но между губ только маленькая щелка, да еще зубы стиснуты.

Вам смешно, Вы считаете, что к Вам это не относится. Возможно. Умеем ли мы оценить себя сами? «Конечно», – скажете Вы. Ваша уверенность похвальна, так как это – главная черта ритора, а любопытство к предмету риторики принесет Вам новые достижения. Итак, начнем изучать правила артикуляции: как открыть рот так, чтобы звук был чистым, красивым, чтобы Ваш слушатель порадовался, а уснувший проснулся и зааплодировал Вам. При этом будем учиться наблюдать за людьми с уважением и доброжелательностью. Таков главный закон риторики.

Красивый звук – это заслуга открытого рта и богатства души.

Найдите зеркало, оно Вам понадобится для самоконтроля. Посмотрите в него с интересом: ну как? «Красота – страшная сила», – как говорила героиня Фаины Раневской из кинофильма «Весна».

Гласные звуки произносим с открытым ртом, губы мягкие, не напряжены. Попробуем: [о – а – у – э – ы].

Обращаю Ваше внимание, что каждому звуку соответствует правильная форма губ.

Возьмите, пожалуйста, зеркало. Посмотрите в него, улыбнитесь и выполните замечательное упражнение, которое расслабляет губные мышцы и просто улучшает настроение, – поцелуй. При этом, смею Вас уверить, в дальнейшем Вы узнаете достаточное количество упражнений, которые снимают голосовые зажимы, делают звуки чистыми.

Главный помощник обучения – юмор. Игра – для пользы дела.

Прежде чем работать со звуками, расслабьте губы легким поцелуем. Теперь сложите их, изображая эдакую губастую рыбу. Можете себе поставить галочку – Вы выполнили следующее упражнение на артикуляцию. При этом, если Вы вдруг перелистнули эту страничку, прошу Вас – вернитесь, так как дисциплина превыше всего. Далее будет еще смешнее.

Итак, губы расслабленны, теперь продолжаем работать со звуками.

Упражнение дано на DVD в разделе «Артикуляция».

[о] – губы круглые, зубы разжаты.

Если Вы хотите убедиться, достаточно ли округляете губы, накрасьте, милые сударыни, их губной помадой и поцелуйте лист бумаги. Отпечаток Ваших губ «напишет» букву «о». Смешно? Благодаря этому упражнению на тренинге многие осознают, что нужно работать с артикуляцией. Управлять губными мышцами сложно, но надо.

Выполним следующее упражнение: говорим слова, которые начинаются с буквы «о». При этом уже начинаем работать с речевой находчивостью.

Говорю Вам слово: облако. Вы следующее: осень (озеро, окунь,
олень…). Назовите 10 слов, четко проговаривая первую букву, следите за губами: округляйте их.

Следующее упражнение: имитируем орга́н, работая на внутреннем голосе, то есть с закрытым ртом. Вдох по всем правилам – через нос, живот надувается, на выдохе сдуваем его и тянем звук [о] вслух. Через несколько секунд, когда Вы чувствуете, что воздух еще есть, закрываете рот и тянете звук [о] на внутреннем голосе, потом открываете рот и продолжаете тянуть его вслух. Да, Вы правильно подметили – мычим. Повторите это упражнение столько, сколько Вам хочется, и получите свою похвалу за чистоту звучания. Это же упражнение повторите со следующими звуками:

[а] – губы растянуты, расслаблены, при этом обратите внимание: зубы не оголяйте.

[у] – губы сложены в трубочку. Сударыни, информация для Вас: губы без губных складок! Чтобы губные морщинки появились как можно позже, сделайте упражнение, в котором чередуйте поцелуй сжатием растянутых губ.

[э] – губы прижаты к зубам, промежуток – не меньше пяти миллиметров, зубы прикрыты губами.

[ы] – губы растягиваются, обратите внимание на расстояние между верхним рядом зубов и нижним. Опять же – не меньше пяти миллиметров.

Повторите упражнение на гласные 3 раза подряд быстро, четко, ритмично, не протягивая звуки:[о – а – у – э – ы].

Поздравляю Вас! Эту звуковую гимнастику Вы делаете теперь каждый день после чистки зубов.

На занятиях обращаю более пристальное внимание на людей, которые всегда говорят с сомкнутыми зубами. Странно, что сами они этого не замечают, обращаются к специалисту с вопросом: «Как стать смелее?» А были случаи «улыбчивой» речи, когда у человека при разговоре все время присутствовал «оскал», то есть зубы были оголены.

Женская улыбка – это подарок, а мера улыбки – это стиль.

Сударыня, Ваша улыбка – это подарок, она долгожданна, как награда, как выражение Ваших чувств. Вы – загадка, удивление. Когда же у Вас улыбка на лице, как маска, а зубки оголяются в течение всего выступления, тогда – стоп! Нужно перечитать с начала этот абзац и начать работать с мимикой. Улыбка – это награда слушателю за его внимание.

Еще один пример о значении правильной мимики. Ко мне на консультирование пришла дама, которая хотела стать тренером в своей компании и не могла понять, почему руководство не доверяет ей это направление. Мы поговорили о форме речи, но главное – она ухмылялась, но бессознательно как-то, по привычке. Губы перекашивались в одну сторону, и выглядело это грустно и жалко. При этом о проблемах своей мимики она не догадывалась. Рекомендации были ей даны как домашнее задание: работая со звуками, положить указательные пальцы по краям губ, следить, равномерно ли идет нагрузка на пальцы. Обратить внимание, при каких эмоциях происходит эта мимическая реакция, а когда этот эмоциональный момент настает – сразу брать под контроль свою мимику.

Сейчас эта дама – бизнес-тренер. И у нее ровная речевая мимика.

Работа с согласными звуками нужна, если речь вялая и тихая, присутствует картавость, непроговаривание звука [р] либо его протягивание. Для смягчения этой голосовой особенности нужно обратиться к технике опорного звука, следить за темпом речи, полезны занятия вокалом. Клиенты, которые картавят, чаще всего пропевают [р], заостряя на этом звуке внимание, боятся своей ошибки, а нужно задать речи темп. Согласиться и понять, что голос – это песня души. В основном, голосовые проблемы со звуком [р] решаются на индивидуальном консультировании, но можно попробовать самостоятельно. Начните с вокала. Главное, не сомневайтесь. Будьте уверенны в том, что у Вас получится. Случай из жизни. Один раз иду по улице, меня обгоняет бегущая пара молодых спортсменов. Один говорит другому: «Тренируйся: что тренируешь, то и развивается».

В работе с детьми мне помогает рисунок. При этом наблюдаю, как меняется голос и поведение ребенка при повышении и понижении тона моего голоса. Сразу спрашиваю у беспокойной мамочки: «Кричите на ребенка?»

Нужно беречь слух детей, говорите тише – Вас услышат.  Если сомневаетесь, подойдите ближе, посадите дите на коленки и говорите, говорите, говорите…

Практика подтверждает: прежде чем вести ребенка к логопеду, обратитесь к речевикам сами. Часто родители, волнуясь за произношение своего ребенка, давно не оценивали самих себя. Сначала Вы, а потом – Ваше чадо.

Голосовая культура в семье передается детям через непосредственное общение их замечательных родителей как с ними, так и между собой.

  • Индивидуальный курс 10 дней! Освободи себя от заикания навсегда! Для детей и взрослых!
  • Онлайн курс для родителей детей от 3 до 7 лет Здоровый голос - свобода от заикания!
  • Запись на консультацию. Путь к здоровому голосу!