Ваш новый голосовой стиль (работа с опорным звуком)

Отрывок из книги Юлии Олейниковой «Уроки речевого мастерства».

Ваш новый голосовой стиль (работа с опорным звуком).

Возможно, это одно самых из сложных заданий. При этом самое бесшабашное, хулиганистое, в котором нужно экспериментировать, баловаться, фантазировать, быть любимым ребенком, которому все интересно, все позволено.

Что может быть серьезней смеха?  Через смех человек получает все.

В начале занятия говорю Вам, услышьте: у Вас есть свой голосовой стиль! К нему привыкли Ваши домашние, друзья, сослуживцы, и все вроде бы хорошо. Так нет же – Вы купили эту книгу и теперь.

У Вас есть возможность приобрести новый голос, сохранив старый.

Ведь Вы же хотите освободить себя от хронического ларингита, сделать так, чтобы после рабочего дня, когда Вам приходилось много говорить, связки и горло не болели, хотите говорить спокойно, достойно, используя грудной звук, а именно – поставить голос на опору.

Интересно то, что речевая опора отличается от вокальной. Однажды ко мне на консультирование пришла дама – она артистка хора. У нее был пищащий и крикливый голос. Она заявила, что у нее тяжелая жизнь и «везде конфликт». Я выразила свое сожаление и предложила попробовать встать на опорный, грудной звук. Даме это удалось сразу же, при этом она была удивлена: «Как, и это красиво?» В этот момент пришел уже следующий посетитель, и, не объясняя ситуации, я предложила ему выбрать удачный, по его мнению, голосовой образ этой дамы. Он выбрал именно опорный звук, поскольку последний  звучал ровно, мягко, приглушенно, деликатно. Но дама была удивлена и категорически не согласна со своим новым голосовым образом. «Да что в нем хорошего?» – прокричала она. Да, насильно мил не будешь. Когда человек готов меняться, то он старается прислушаться к окружающим.

С новым голосом Вы становитесь внутренне другим.

Готовы Вы к этому? Опорный звук – это залог королевского голоса. Достоинство, честь, доблесть, спокойствие, уравновешенность – вот характеристики опорного звука. Когда Вы владеете им, Ваш голос становится гармоничным и конфликты Вам не страшны. Они исчезают, превращаясь в диалоги с определенной целью. Вы управляете своими эмоциями и эмоциями других людей. Предупреждаю Вас, что в данной книге мы не рассматриваем упражнения на работу с носовыми звуками и врожденным заиканием, не проводим логопедические уроки со звуком [р]. Эти вопросы нужно решать на индивидуальном консультировании. Но хочется отметить, что на тренинге часто носовые звуки уходят после работы с опорным звуком.

Примеры упражнений на опорный звук приведены на МР3 в разделе 6.

Желание поиграть, чувство юмора и любопытство – вот что поддержит Вас во время выполнения следующих упражнений. Улыбка, мотор!..

Вы – «пьяный мужик». Поговорите с развязной интонацией. Можете представить, что Вы репетируете роль в спектакле «Не буду пить» или «Забвение», или «Маруся, эх, Маруся». Придумайте себе любое название, но у Вас должен появиться кураж, желание играть. Сядьте так, чтобы казалось: ну точно – пьяный. Расслабьте тело, сядьте свободно, развязно. Скажите: «Оба-на!», «Ну ты!». Повторите эти слова. Балуйтесь!

В игре нет сомнений, а есть желание играть!

Хочу отметить, что опорному звуку можно научиться сразу или же в течение нескольких лет. У всех по-разному.

Следующее упражнение. Копируем голос Ф.И. Шаляпина. Поем с ним вместе «Блоху» и «Дубинушку». Старайтесь подражать исполнителю.

Музыкальные произведения Вы можете найти на МР3 в разделах 7, 8.

Действуйте! Экспериментируйте! Балуйтесь! Любопытствуйте! Практикуйте!

Моя ученица, получив задание на дом по опорному звуку, вечером решила прочитать ребенку сказку, используя полученные знания. Пятилетняя девочка посмотрела на свою маму внимательным взглядом и сказала: «Мама, мамочка, я здесь!» Так что, экспериментируя с опорным звуком, не злоупотребляйте вниманием родных, уж лучше их потом удивите чистым грудным голосом.

Опорный звук сначала – это баловство, а затем – глубина звука.

Интересно то, что опорный звук желают «взять» молодые люди, оценивая перспективы общения, которые могут открыться при овладении способностью говорить ровным голосом.

На консультировании у меня была девочка 14 лет. Голос – простолюдинки, душа и задатки – королевы. Начинаем заниматься, ее голос во время занятий выравнивается. Предлагаю следующее упражнение на опорный звук «Смех Кощея»: «Хо-хо-хо-ха!». Она улыбается, решительно выходит на сцену, смотрит на меня и начинает сильно размахивать руками, смеясь и приговаривая: «Деваться мне некуда, уходите, уходите от меня все мои блокировки!» С удовольствием смотрю на мою воспитанницу. Она понимает, что свобода голоса – это свобода тела.

Дети быстрее взрослых берут опорные звуки, возможно, потому, что они умеют играть и у них нет сомнений в том, что они делают.

Мы продолжаем работать, работать и работать…

С чем? С опорным звуком.

Разминка по постановке голоса на опору:

·     Скажите звук [ы], как бы подавившись, затем [о] с удивлением. Чередуя звуки, ищите в голосе незнакомые нотки, прислушивайтесь к себе.

·     Тянем «му-у-у» с закрытым ртом, на внутреннем голосе, затем открываем рот и говорим сразу звук [о] с удивлением, а затем, не сходя с опорного звука, любую фразу для контроля, допустим: «Добрый день, мы рады приветствовать Вас на тренинге и предлагаем Вам прохладительные напитки». Голос не звучит, он приглушен и идет как бы изнутри.

·     Теперь прочитаем текст, все время контролируя звучание своего голоса. Если Вы сошли с опоры, то сразу же сделайте любое звуковое упражнение на выбор: «Пьяный мужик» («Оба-на!», «Ну ты!»), поем с Ф. Шаляпиным («Блоху» или «Дубинку»), «Смех Кощея» («Хо-хо-хо-ха!»), произносим звуки [ы] и [o] с удивлением, «Голосовой оргáн».

Не так серьезно! Улыбнитесь!

Читайте, обращая внимание на правильное речевое дыхание и помня, что Вы уже знаете правила артикуляции и владеете опорным звуком. На выделенных словах обратите внимание, приглушен ли Ваш голос и усильте контроль. Текст читайте, как бы преувеличивая, переигрывая голосом. Прежде чем сделать красивый прыжок, спортсмен делает разминку и растяжку, это же не выглядит непонятно зачем. Так и здесь – тренируем опорный звук посредством голосовой импровизации и голосового преувеличения. В жизни Вы же не будете говорить, как пьяный мужик, а победоносно выскажите спокойным грудным голосом все, что наболело, и не будете пищать или кричать. Начнем чтение! На выделенном тексте усиливайте голосовое преувеличение.

Пример исполнения данного текста  на опорном звуке приведен на МР3 в разделе 14.

Диван

Я – новый диван. Меня недавно купили. Купили вместе с креслами. Все мы называемся «Гарнитур “Моника”». О, мебельная фабрика! Я – мужчина, а меня назвали женским именем! Да еще каким! «Моника»!

Утешает только одно: мне дали почетный титул: «мягкая мебель». Вы понимаете, просто мебель. А я – мягкая мебель.

Да и что удивляться. Я весь такой гобеленовый, весь такой мягкий и раздвижной, с ящичками для белья и даже с молнией на подушке.

Но обращаются со мной несколько неуважительно. Вот сейчас придет хозяин и непременно сядет на подушки. Так и есть!

Эй, эй! Ты чего это в обуви на меня лезешь? Ведь не один раз сидишь. Сейчас запачкаешь, а потом на эту грязь сядешь. Как говорил мой столяр-плотник: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться». Как бы мне хотелось подольше быть новеньким. Ведь я дорожу своим почетным титулом «мягкая мебель»!

Поговорим о голосовом стиле. Вспомним актеров, голоса которых узнаваемы и дороги нам: Высоцкий, Никулин, Вицин, Терехова, Боярский…

У Вас есть свои любимые актеры, чей голос приятен Вашему слуху?

Каждый голос уникален. Не устаю повторять, если при Вас запел Ваш ребенок, любимый человек, друг – берегите это начало. Ни в коем случае нельзя останавливать, говорить: «Перестань петь, как ты поешь!»

При этом наносится серьезная травма, и потом с ней придется работать речевикам и психологам. Нам не жалко, но сколько хороших песен не спето, и человек остался наедине со своими комплексами. Зачем?

Берегите звучание любимых людей!

Мы продолжаем. Вы решили изменить свой голосовой стиль? Для чего?

Допустим, хотите произвести новое впечатление для достижения Вашей цели или просто устали от того, что люди Вас не понимают, нет контакта, надоели бесконечное одиночество или конфликты. Возможно, Вы солидный человек и впереди Вас ждут публичные выступления, а у Вас такой скрипучий или гнусавый голос. Всякое бывает, но Вы приняли решение и будете работать над новым голосовым образом. Похвально. Тогда для начала повторите все упражнения, которые были даны раньше.

Теперь – формула достижения голосовой новизны.

Сначала оцените свой голос:

  1. Владеете ли Вы опорным звуком? Да или нет? Вы можете сказать: «Я не понял, что такое опорный звук». Сожалею, но из практики консультирования знаю, что когда клиент начинает капризничать и говорит: «Не понимаю, не слышу», то, честно говоря, это звучит по-другому: «Я не хочу менять свой голос. Ну и что, что я к Вам пришел, а я такой и сам не знаю, чего хочу». Бывает. И все же, Вы владеете опорным звуком?
  2. Вы говорите громко или тихо. Только не отвечайте: «Не знаю». Перестаньте со мной кокетничать. Спросите об этом своих близких.
  3. Вам свойственна медленная речь или Вы – тараторка?
  4. Какова эмоциональная окраска Вашего голоса? Ваш голос – нежный, твердый, энергичный, вялый, достойный, крикливый…

Люди привыкли к Вашему голосовому стилю, не меняющемуся изо дня в день. Помните замечательный отрывок из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:

«Лучше приходи всегда в один и тот же час, – попросил Лис Маленького принца.

Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце…»

Да, но мы о голосе…

Допустим, у Вас всегда жизнерадостный голос, и вдруг Вы по телефону решили (просто шантаж какой-то!) поговорить с любимым человеком грустным голосом, а он сразу: «Что случилось, любовь моя?» Конечно, он еще не привык к новой эмоциональной окраске Вашего голоса.

Часто люди манипулируют друг другом, меняя неожиданно «настроение» голоса, как бы «не приходя в назначенный час», а сердце Вашего слушателя ждет именно тот звук, к которому Вы его «приручили».

А какой голосовой  стиль у Вас? Вы говорите звонко, игриво или у Вас всегда деловой голосовой стиль. Вспоминаю свою приятельницу, она руководит юридической компанией и дома разговаривает всегда достойно и красиво, даже о бытовых делах. «Алисочка, – говорит она своей четырехлетней дочери, – согласуй с папочкой, какие штанишки ты наденешь».

В этом примере смешаны два стиля – бытовой и официальный. Но сейчас мы говорим об эмоциях в голосе, а голос у нашей героини звучит, как у царицы: достойно и спокойно.

На DVD в разделе «Голосовой стиль» представлены четыре примера голосовых стилей разных по образу героинь.

Первый пример – это достоинство, которое демонстрирует Л.И. Касаткина, играя роль Катарины в фильме «Укрощение строптивой» по комедии Уильяма Шекспира.

Другой пример – это небольшой монолог Прони в исполнении М. Криницыной из кинофильма «За двумя зайцами». Представляете, если бы эта героиня овладела эмоциональной голосовой окраской Катарины, как бы она всех удивила!

Третий пример – это царский, спокойный, богатый, сильный голос
Т. Макаровой из кинофильма «Каменный цветок».

Последний пример – чудесный голосовой шарж, созданный Риной Зеленой (фильм «Подкидыш»).

Конечно, в этих примерах важны различные голосовые эмоциональные окраски: гордой аристократки и простолюдинки. Пожалуйста, вспомните о доброжелательности в оценке данного примера.

Ведь женщина – значит,  уже красива.

Одна дама, проходя обучение в нашей студии речевого мастерства, все время говорила заунывно, тоскливо и в нос. Победа была за нами, благодаря упражнениям с опорным звуком (он хорошо останавливает носовые звуки). Я предложила этой даме изменить эмоциональную голосовую окраску. Как? Мы выбрали совершенно не свойственный для нее голосовой образ – жизнерадостной обезьянки. Ей было дано задание придумать монолог этой обезьянки перед зеркалом, при этом не используя басню И.А. Крылова.

Когда она выступила на тренинге, группа была удивлена резкими изменениями в уже, казалось бы, знакомом человеке. Конечно, потом были восторг, аплодисменты и все такое.

Скажите, а что для Вас категорически неприемлемо? Образ нахальной девушки, командира, призывающего идти в атаку, серьезного руководителя крупного холдинга, бабника, величавой королевы, маленького ребенка?..

Найдите этот образ и запишите его:________________________

И, пожалуйста, сочините рассказ и прочитайте его, играя голосом. Кому?.. Мне!

Спасибо Вам за Ваш интерес к риторике!

Формула достижения голосовой новизны. Вы решили изменить свой голосовой стиль? Хорошо. Тогда, если говорили быстро, начните говорить медленно, если Вы говорили тихо и невнятно, заложите энергетику в свое звучание, если решили встать на опорный звук, то Вы молодец!

И обязательно поменяйте эмоциональную окраску своего голоса. Да, не забудьте про интеллект и достоинство своей речи – читайте классику.

Научитесь совершать голосом чудеса, меняя свой голосовой стиль с уважением к окружающим – «приходя вовремя».

  • Индивидуальный курс 10 дней! Освободи себя от заикания навсегда! Для детей и взрослых!
  • Онлайн курс для родителей детей от 3 до 7 лет Здоровый голос - свобода от заикания!
  • Запись на консультацию. Путь к здоровому голосу!